ПРАЗДНИК НИЖЕ ЭТАЖОМ
Чтобы понять, какое влияние способен оказать на рынок новый стример Yamaha, вернемся мысленно к тем временам, когда вышла модель Yamaha NP-S2000. Было это не так уж давно, а как сильно изменилась с тех пор цифровая техника, изменились мы сами.
До появления этого плеера серьезная сетевая аппаратура предлагалась по большей части в составе заказных многозональных инсталляций, рассчитанных на установку не в обычной городской квартире, а в особняках. Да, выпускались и решения «помельче», к примеру, от Sonos и Logitech, но по сути это были те же мультирумные системы, пусть и «детские». Можно еще вспомнить весьма незаурядные семейства Meridian Sooloos и NaimNet, но и они предполагали использование в составе полного комплекта.
На сегодняшний день это самый доступный музыкальный сетевой проигрыватель в форм-факторе Hi-Fi-компонента.
Проигрыватель Yamaha NP-S2000 стал первым отдельным и при этом относительно доступным аудиокомпонентом, который можно было включить в состав любой стереофонической системы — как обычный CD-плеер или эфирный тюнер. Примеру Yamaha последовали другие производители, и очень скоро стримеры вошли в моду. Хотя и остались в верхнем и среднем ценовом сегментах. Вот эту ситуацию и способна переломить модель Yamaha NP-S303 — на сегодняшний день это самый доступный музыкальный сетевой проигрыватель в форм-факторе Hi-Fi-компонента. Разница в стоимости по сравнению с младшими моделями других производителей пока не велика, но мы знаем, что Yamaha не удерживает стартовую цену на протяжении всего жизненного цикла модели, так что разрыв будет увеличиваться. Рано или поздно конкурентам придется уступить и продлить свои модельные ряды еще на этаж ниже.
Пути прогресса
В отличие, скажем, от усилителей, себестоимость которых определяется главным образом комплектующими (не только их классом, но и объемом закупок, логистикой и т.д.), а также фантазией разработчиков (если схема разрабатывалась на протяжении 10 лет с нуля, то это одни затраты, а если взята из учебника — другие), то у сетевых устройств все несколько сложнее, поскольку в них непременно используются технологии, за которые надо платить лицензионные отчисления. Прежде всего, это касается беспроводных интерфейсов, кодеков и т.д. Чем новее их версии, тем выше затраты. Поэтому аппарат с интерфейсом Bluetooth v4.2 и поддержкой aptX будет при прочих равных условиях дороже, чем устройство с «синезубом» 2.1 и без модных кодеков. Хотите иметь всё самое свежее и продвинутое — будьте готовы платить больше.
У сетевых устройств все несколько сложнее, поскольку в них непременно используются технологии, за которые надо платить лицензионные отчисления.
Значит ли это, что бюджетный аппарат, оставшийся в стороне от самых новейших технологий, получится ущербным? Вовсе не обязательно. Вопрос в том, в каких обстоятельствах будет он работать и какие требования будут предъявляться к нему пользователем.
Упоминавшаяся выше модель NP-S2000 весила 12 кг, что очень солидно для «тонкого клиента» и что объяснялось, вероятно, дискретными выходными каскадами и линейным блоком питания с мощным трансформатором, а NP-S303 — всего 2,7 кг. Компактный импульсный блок питания, вся электроника — на микросхемах. Вы огорчены? Совершенно напрасно. Сами по себе габариты и масса ничего не значат. Современные портативные плееры класса High End делаются на ещё более компактной элементной базе, но ведь играют!
Кстати, об элементной базе. ЦАП NP-S303 построен на чипе DSD1791 от Burr-Brown. Не флагман, но способен декодировать PCM до 24 бит/192 кГц и DSD64, характеризуется вполне приличными характеристиками: динамическим диапазоном не хуже 113 дБ и THD+N <0,001%. Замечу попутно, что серьезные разработчики обычно не используют в Hi-Fi-технике топовые чипы конверторов, поскольку их преимущества не оправдывают значительного увеличения цены — сэкономленные деньги лучше направить на обвязку — пользы для звука будет больше. К слову сказать, Yamaha всегда выбирала наиболее целесообразный путь, в её решениях непременно просматривалась чёткая логика. По крайней мере, не припомню случаев, когда компания поступала иначе.
Дисплей — чисто текстовой, картинки обложек не показывает. Издалека вы их все равно не увидите, а стоимость аппарата эта бесполезная красота увеличивает значительно. Кстати, это тренд, текстовыми дисплеями в последнее время оснащаются даже дорогие стримеры. Ведь есть (обязательно должно быть) мобильное приложение, которое и картинки показывает и дает возможность удобно выбирать музыку на сетевых ресурсах. У Yamaha это MusicCast Controller, есть и для iOS и Android. Является на самом деле универсальным и позволяет управлять всеми устройствами с поддержкой фирменной технологии MusicCast.
Серьезные разработчики обычно не используют в Hi-Fi-технике топовые чипы конверторов, поскольку их преимущества не оправдывают значительного увеличения цены — сэкономленные деньги лучше направить на обвязку.
Ещё один резерв экономии, которым разработчики воспользовались в полной мере — коммутация: у NP-S303 она упрощена до предела. Есть только аналоговые (2 х RCA) и цифровые (оптический и коаксиальный) выходы, а также сетевой разъём Ethernet. Никаких дополнительных входов и управляющих интерфейсов.
На тыловой панели — разъём для антенны — она общая на два беспроводных интерфейса, Wi-Fi и Bluetooth. Сам адаптер тоже общий — так уже давно делают в ноутбуках. Меньше железа, больше функций — эта фраза могла бы быть слоганом современной электроники.
Единственный разъём USB — на фронтальной панели. Кому-то, вероятно, захотелось бы иметь выход на наушники, но ведь это подразумевает не только разъем, но и встроенный усилитель с регулятором уровня, а также увеличение мощности блока питания — за все это надо платить.
Крутилка, кстати, на фронтальной панели есть, но это не регулятор громкости, а ручка навигации по меню. Слева от нее — две кнопки: первая — выбор источника (сетевые серверы, стриминговые сервисы, Интернет-радио, USB, Bluetooth), вторая — возврат к предыдущему пункту меню и запуск процедуры упрощенного подключение аппарата к сети с помощью фирменного мобильного приложения MusicCast Controller.
Меньше железа, больше функций — эта фраза могла бы быть слоганом современной электроники.
Есть и традиционный пульт, симпатичный и удобный. Вдобавок он универсальный — имеется блок кнопок для управления усилителями Yamaha.
Бурные потоки и тихие локальные гавани
Если не бояться проводов и подключаться по Ethernet, ничего настраивать не нужно — кабель втыкается в разъём, и через несколько секунд аппарат обнаруживает DLNA-серверы в локальной сети и готов воспроизводить музыку. Навигация по моей весьма обширной коллекции быстрая и без тормозов. Достаточно резво открываются потоковые сервисы (те, что доступны у нас), а также Интернет-радио.
Мобильное приложение показалось мне логичным и удобным. Эта же программа используется и для управления другими сетевыми устройствами Yamaha, в частности, звуковыми проекторами.
В перечне поддерживаемых NP-S303 форматов можно обнаружить DSD, однако должен уточнить, что безоговорочно он воспроизводится только с USB-носителей, непосредственно подключенных к проигрывателю. Чтобы играть файлы этого формата по сети, необходим DLNA-сервер, который его поддерживает. Тот сервер, что работает на моих NAS, потоки DSD передавать не может. Это его проблема, а не проигрывателя.
Многие сетевые аудиоустройства (плееры и ресиверы) по-разному воспроизводят одни и те же файлы с USB-флэшек и по сети, и это — симптом некоторой «кривизны» их конструкции, в частности, там может проявляться недостаточная вычислительная мощность процессора или «косяки» в реализации сетевого интерфейса или USB. У NP-S303 с этим порядок: и с флэшки, и по сети всё воспроизводится одинаково хорошо.
Первое впечатление от звучания проигрывателя: играет ровно, чисто, достаточно информативно и экспрессивно. Не проявляет пристального внимания к несущественным деталям, которые ничего не способны добавить к нашему восприятию, скорее, наоборот, отвлекают от главного.
Аудиотехника, как и политика, — искусство возможного.
Примерно через полчаса ушла скованность, характерная для непрогретого аппарата, течение музыки стало более плавным. Легкая «шершавость» на верхней середине и вокале перестала проявляться после того, как на крышке проигрывателя были размещены два блина от гантели по 2 кг каждый. Аппарат легкий и потому подвержен влиянию вибраций. В системах, равных по классу проигрывателю, без утяжелений можно, вероятно, обойтись, хотя попробовать всё же не мешает.
Сравнение с многократно более дорогим источником — процедура бессмысленная и жестокая (причем далеко не всегда для бюджетного аппарата). Но мы все-таки на нее пошли.
Разница, конечно, была слышна, но не пропорциональная ценам. Референсный ЦАП, получавший цифровой сигнал от специализированного компьютера, играл немного живее и естественнее, его звуковая сцена была более реалистичной. Но очень сомневаюсь, что можно было бы заметить отличия в звуке между двумя источниками в системе с усилителем и колонками той же ценовой категории, к которой относится NP-S303. Надо понимать, что аппарат рассчитан на несколько иные аппаратурные сочетания. Аудиотехника, как и политика, — искусство возможного.
Yamaha NP-S303
Производитель: Yamaha Corporation
Функции: сетевой проигрыватель, USB-плеер, приёмник Интернет-радио, стример, приёмник Bluetooth || Конфигурация: стерео || Диапазон частот (-3 дБ, Fs=192 кГц), Гц: 2 — 96000 || THD: <0,003 % || Отношение сигнал/шум: >-100 дБ || ЦАП: Burr-Brown DSD1791 (192 кГц/24 бита, DSD64) || Дисплей: LCD || Цифровые форматы звука: PCM до 24 бит/192 кГц, DSD64/128 || Файлы: AAC, AIFF, ALAC, DFF, DSF, FLAC, mp3, WAV, WMA || Сетевой протокол: DLNA v1.5 || Сетевые сервисы: Spotify®, TIDAL, Deezer, Napster, JUKE, Интернет-радио || Сетевые технологии: Apple AirPlay, MusiсCast, Wireless Direct || Дистанционное управление: штатный пульт, мобильные приложения для iOS/Android || Выходы: аналоговые — стерео (2 х RCA), цифровые — оптический (Toslink), коаксиальный (RCA) || Интерфейс USB: v2.0 || Сеть: Ethernet, Wi-Fi (IEEE802.11b/g/n), Bluetooth 2.1 (кодеки SBC/AAC) || Габариты (Ш X В X Г), мм: 435 x 87 x 289 || Масса: 2,7 кг ||